Полномочия, задачи и функции

Основными задачами Министерства являются:

  1. Реализация на территории Курской области прав и полномочий Курской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.
  2. Разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Курской области, методических документов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.
  3. Осуществление регионального государственного экологического надзора согласно компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Администрацией Курской области.
  4. Обеспечение функционирования на территории области минерально-сырьевого комплекса, оказание содействия в обеспечении потребностей предприятий и населения области природными ресурсами.
  5. Осуществление взаимодействия деятельности органов исполнительной власти области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций природно-ресурсного комплекса в сфере изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в случаях, установленных федеральным законодательством, нормативными правовыми актами области.
  6. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в Министерстве.
  7. Организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих в Министерстве.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности:

  1. Разрабатывает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Участвует в разработке показателей прогноза социально-экономического развития области на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
  3. Обеспечивает соблюдение законодательства об охране окружающей среды, экологических, санитарно-гигиенических и иных норм и правил по охране окружающей среды подведомственными организациями.
  4. Участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Курской области.
  5. Участвует в проведении мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации негативных экологических последствий техногенных аварий, экологических катастроф и стихийных бедствий.
  6. Осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
  7. Организует и осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
  8. Осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
  9. Осуществляет в установленном федеральным законодательством порядке контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Курской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
  10. Организует проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляет экологическую паспортизацию территорий.
  11. Ведет государственный кадастр и организует охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, являющихся собственностью области, осуществляет государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
  12. Ведет базы данных объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Курской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
  13. Ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор.
  14. Осуществляет сбор, обработку, анализ и оценку экологической информации на территории области.
  15. Обеспечивает ведение Красной книги Курской области, подготовку и издание ежегодного доклада о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области.
  16. Вносит предложения по установлению в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду лимитов на размещение отходов в пределах предоставленных полномочий.
  17. Ведет региональные кадастры отходов, включающие данные, представленные органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, в соответствии с установленным Администрацией Курской области порядком.
  18. Выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в пределах предоставленных полномочий.
  19. Разрабатывает предложения по уменьшению величины выбросов, сбросов вредных (загрязняющих) веществ и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение.
  20. Согласовывает мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и обеспечивает контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности в период НМУ.
  21. Разрабатывает ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в пределах своей компетенции.
  22. Обеспечивает совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и отраслевыми органами исполнительной власти области организационно-технические и экономические условия повышения промышленной и экологической безопасности предприятий природно-ресурсного комплекса.
  23. Обеспечивает:
    • проведение на региональном уровне учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Курской области и осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт");
    • деятельность информационно-аналитического центра сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающего функционирование системы учета и контроля на региональном уровне;
    • представление информации об учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Курской области (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт"), в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
    • участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  24. Осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в порядке, установленном Администрацией Курской области.

В сфере использования и охраны водных объектов:

  1. Разрабатывает и реализует областные программы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории области.
  2. Осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Курской области.
  3. Разрабатывает и вносит на утверждение в Администрацию Курской области перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
  4. Предоставляет в пользование водные объекты, находящиеся в собственности Курской области, или части таких водных объектов в пользование на оснований договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
  5. Вносит предложения о ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Курской области, порядке расчета и взимания такой платы.
  6. Разрабатывает и реализует противопаводковые мероприятия и осуществляет мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Курской области.
  7. Осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
  8. Участвует в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов в пределах предоставленных полномочий.
  9. Разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  10. Участвует в деятельности бассейновых советов.

В сфере безопасности гидротехнических сооружений:

  1. Участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
  2. Разрабатывает и реализует региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
  3. Обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий.
  4. Обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Курской области.
  5. Решает вопросы безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений на территории Курской области, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
  6. Принимает решения об ограничении условий эксплуатации гидротехнических сооружений в случаях нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
  7. Принимает участие в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений.
  8. Информирует население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
  9. Осуществляет учет и расходование средств субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Курской области, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
  10. Согласовывает расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Курской области, а также трансграничного гидротехнического сооружения, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, вероятный вред от аварии на котором распространяется на территорию Курской области (за исключением гидротехнического сооружения, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органу местного самоуправления).

В сфере регулирования отношений недропользования:

  1. Разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Курской области о недрах.
  2. Участвует в разработке и реализации государственных программ по геологическому изучению недр, развитию и освоению минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
  3. Разрабатывает и реализует областные программы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы.
  4. Создает и ведет территориальные фонды геологической информации, распоряжается информацией, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
  5. Проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с установленным порядком.
  6. Принимает участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
  7. Составляет территориальные балансы запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведет учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  8. Разрабатывает порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
  9. Осуществляет подготовку условий пользования участками недр, находящихся на территории Курской области, а также участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых в пределах предоставленных полномочий.
  10. Обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, находящихся на территории Курской области, в пределах предоставленных полномочий.
  11. Организует и проводит аукционы на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
  12. Разрабатывает порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  13. Участвует в установленном Российской Федерацией порядке в осуществлении государственного мониторинга состояния геологической среды.
  14. Организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения в порядке, установленном Администрацией Курской области.
  15. Утверждает нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче на территории Курской области.

В области государственной экологической экспертизы:

  1. Делегирует экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Курской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Курской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
  2. Разрабатывает порядок использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

В области социально-экономического и финансового регулирования:

  1. Представляет интересы Курской области в федеральных органах по вопросам своей компетенции.
  2. Принимает участие в разработке и реализации проектов по финансированию научно-исследовательских работ по вопросам компетенции департамента, осуществляемых за счет средств областного бюджета, областных бюджетных фондов, и организует выполнение этих работ.
  3. Разрабатывает и внедряет экономические методы управления природопользованием в Курской области.
  4. Вносит предложения по формированию и реализации инвестиционной политики в сфере рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды.
  5. В установленном порядке вносит предложения по оказанию мер государственной поддержки предприятиям и организациям природно-ресурсного комплекса.
  6. Разрабатывает предложения по социально-экономическому развитию предприятий и организаций природно-ресурсного и природоохранного комплексов, по стабилизации их финансового состояния.
  7. Содействует развитию и регулированию региональных связей промышленных предприятий и организаций природно-ресурсного комплекса на основе делового партнерства и экономической заинтересованности.
  8. Содействует реализации государственной политики формирования кадров, занятости, социальной защищенности работников промышленных предприятий и организаций природно-ресурсного комплекса.
  9. Участвует совместно с заинтересованными организациями в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  10. Выполняет функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Курской области в области охраны окружающей среды и природопользования, геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В области мобилизационной подготовки:

  1. Организует и обеспечивает через соответствующий орган мобилизационную подготовку и мобилизацию в Министерстве.
  2. Разрабатывает план расформирования департамента, документы по его реализации и обеспечивает их выполнение.
  3. Организует и обеспечивает воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих в департаменте.

Осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. В области водных отношений:
    • предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Курской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности и используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    • осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Курской области;
    • осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Курской области.
  2. В области экологической экспертизы:
    • разрабатывает проекты законов и нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Курской области;
    • организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня в соответствии с установленным порядком;
    • осуществляет контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, в пределах предоставленных полномочий;
    • обеспечивает информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.

В сфере развития внешних и межрегиональных связей, приграничного и культурного сотрудничества:

  1. Принимает участие в разработке и реализации соглашений об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, разрабатывает аналитические материалы (обобщает имеющуюся информацию) международных программ по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
  2. Во взаимодействии с комитетом Администрации Курской области по развитию внешних связей организует участие отраслевых организаций, находящихся на территории Курской области, по направлениям своей деятельности в международных выставках, конференциях, семинарах, форумах в рамках реализации соглашений, заключенных Администрацией Курской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды":

  • запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) департамента о назначении проверки посещают и обследуют используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследуют другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводят необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
  • направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Должностные лица Министерства, осуществляющие государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха":

  • запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) департамента о назначении проверки посещают объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводят обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводят необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • проверяют соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
  • определяют размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
  • аннулируют разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на вредные физические воздействия на атмосферный воздух или приостанавливают действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
  • вносят предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
  • выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
  • предъявляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в результате нарушений обязательных требований;
  • направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Должностные лица Министерства, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях":

  • запрашивают и получают информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) департамента о назначении проверки посещают расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводят их обследования, а также проводят исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
  • направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны водных объектов, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации:

  • запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) департамента о назначении проверки посещают территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
  • проводят отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;
  • выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;
  • уведомляют в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;
  • предъявляют иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
  • привлекают в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;
  • проверяют соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

Осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством.


Дата опубликования: 27 февраля 2010
Положение о департаменте
Положение о комитете
Положение о Министерстве.pdf